Каким будет мир после Covid-19? Как мы будем думать и действовать после двух месяцев, а может и больше, проведенных в социальной дистанции, карантине и с ограничением нашей свободы? Есть ли у этой блокировки положительные побочные эффекты, или люди сделают все возможное, чтобы забыть это?
Социальная изоляция сейчас действует во всем мире. Выходить на улицу теперь можно только в супермаркет или аптеку или для занятий спортом. При этом делается все в одиночку, без группы людей.
В поведенческой психологии говорят, что любое действие, которое человек делает 21 день подряд, становится привычкой. И людям трудно отказаться от привычек, как только они их приобрели. Какие новые привычки появляются во времена Covid-19 и «социального дистанцирования»?
Боязнь других людей
Жизнь в большом городе предполагает, что не нужно рассматривать другого человека как врага, а скорее как нейтрального игрока, который, как и мы, выполняет свою работу.
Сейчас все по-другому. Если кто-то подходит близко не выдерживая безопасное расстояние в два метра, человек старается отойти на безопасное расстояние, если это необходимо.
Другие люди не мои враги, но они могут инфицировать вирусом, который мой враг.
Люди наверняка запомнят это, когда кризис закончится. После этого кризиса следует ожидать следующей пандемии. Придется ли нам пересмотреть жизненные устои нахождения в большом городе?
Государственный контроль и слежка
Коронавирус порождает бесконтактные платежи и слежку за людьми, для выявления их контактов. В демократических странах уже ведутся дискуссии и переговоры о том, законно ли осуществлять такой контроль с использованием большего объема личных данных. Еще не прошло пару лет, с момента принятия в Европе Директивы о защите личных данных, а уже говорят о полном уничтожении этих базовых основ безопасности для борьбы с пандемией.
С другой стороны, мы не станем несвободными в свободном мире, если будем делиться данными, которые помогут нам, нашим близким и другим быть здоровыми.
Во времена пандемии полезно знать, где вирус распространяется и есть ли рядом с вами инфицированные люди. Это помогает сбалансировать ограничения на общественную жизнь, что хорошо для экономики и благосостояния людей. Однако общество будет обсуждать эти новые «демократические» стандарты, принимать их и вновь и вновь ставить их под сомнение.
Управление государством во время пандемии
«Хорошее управление» — это то, что хотят люди в демократических странах. В демократических государствах те, кто не являются хорошими управляющими кризисом, отстраняются.
В диктатурах, как например в Китае, неспособность справиться с кризисом может привести к тому, что часть авторитарного руководства потеряют свои рабочие места, или вообще может изменить существующий общественный строй.
Религии и идеологии
Вирус не останавливается ни на какой границе, не имеет цвета кожи и религии. Чтобы предотвратить новую пандемию, мировому сообществу потребуется обмениваться медицинскими данными на международном уровне. Если этого не сделать, то глобальная экономика рухнет. Коронавирус показывает, что взаимопомощи нужно учиться, а не бросать отдельные страны на погибель.
Это означает, что должен быть глобальный фонд для таких кризисов, в который должны платить все страны, демократические и недемократические, потому что вирус не останавливается на политических системах и идеологиях. Глобальный мир должен научиться справляться с пандемией.
Пандемия — отдых для природы
В период короновируса природа восстанавливается. Немного, но заметно. Выбросы уменьшаются, и чистая вода течет по каналам Венеции.
То, что не смогли сделать дебаты об отказе от защиты климата, теперь происходит само собой. Кризис показывает, насколько люди не думают об окружающей среде в погоне за экономическими благами.
Следует надеяться, что негативные последствия социальной изоляции запомнятся, и люди извлекут из нее правильные уроки.